ТРИЗ — Питер Пэн

ТРИЗ

Занятие «Флора Арктики и Антарктики» в старшей группе
с использованием метода морфологического анализа

Педагоги Детского центра развития Питер Пэн используют нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию ДУМАЮЩЕГО человека.  Ведущей  развивающей технологией в нашем центре развития является ТРИЗ.

Главная цель, которую ставят  перед собой  наши  педагоги — формирование у детей ТВОРЧЕСКОГО мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Один из методов, который  активно используется нашими педагогами – это метод морфологического анализа.  В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов.

Суть метода морфологического анализа заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа  этого объекта. Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси). В содержание осей закладывают основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси.

Описываемое занятие в старшей группе проводилось с целью  формирования у воспитанников представлений об отличительных особенностях представителей фауны Северного и Южного полюса. На занятии детям было предложено сделать анализ (разложить карточки с изображениями) животных по их функциональным  признакам.  Изображения основных моделей признаков воспитанники придумали сами.

К картинке каждого  животного (морж, белый медведь, соболь, песец, северный олень, пингвин,  кит, леопардовый тюлень, нарвал, сова, альбатрос, поморник) дети подбирали соответствующие карточки с отличительными признаками  животных —  по образу питания, передвижения  и т.д.  В итоге, ребята построили морфотаблицу с подробным  анализом каждого из изучаемых животных .

На этапе занятия по подбору карточек к животным дети работали фронтально (все вместе). На следующем этапе занятия дети  выполняли  задания на местах.  Воспитанникам были предложены задания на развитие таких операций логического мышления, как: анализ, синтез, и обобщение.  Необходимо было выложить сериационные  ряды животных по следующим признакам:

—  слева направо от самого большого до самого маленького;

— слева направо от самого гладкого до самого пушистого;

— слева направо от самого лучшего пловца до самого худшего;

— разложить животных на две группы по признаку обитания – животных Арктики и животных Антарктики.

В конце занятия детям было предложено  отгадать  загадки об изучаемых животных, составленных также по  характерным признакам объектов.

Таким образом, использование морфологического анализа на занятиях с дошкольниками позволяет педагогу включать в процесс познания все доступные для ребенка мыслительные операции и средства восприятия (анализаторы).

Предметно – схематичная наглядность позволяет применять деятельностный  подход на занятии и способствует высокой мотивации  у воспитанников  на  занятии.

Leave Your Reply