В Детском Центре развития «Питер Пэн» на занятиях по обучению грамоте  мы используем следующие методики:

  • Методика Колесниковой Е.В. » От звука к букве  Обучение элементам грамоты»
  • Методика Шишковой С.Ю. «Буквограмма»
  • ТРИЗ — технологии

Методика  Е. В. Колесниковой
«От звука к букве  Обучение элементам грамоты»

Колесникова  Елена Владимировна — воспитатель, методист, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования, лектор МИОО, автор проектов по развивающему обучению дошкольников, в которые входит более 50 книг. Первая книга вышла в 1995 году, и с тех пор Колесникова регулярно выпускает учебно-методическую литературу для развития и обучения дошкольников. Её метод основан на учете возрастных особенностей детей, принципе от простого к сложному, использовании наглядных, словесных, практических методов обучении с внедрением инновационного подхода.

Отличительной особенностью данной программы является то, что подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место при обучению грамоте занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. Решающая роль при усвоении программы принадлежит деятельности ребенка, материал изучается с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

1 год (дети 4 — 5 л) — развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

2 год (дети 6-7 лет) — развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению

Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища)

развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук)

формирование графических навыков

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее усвоение языка» ( Д.Б. Эльконин)

Способы и формы работы с детьми.

Дидактические игры

Театрализация

Фонематические упражнения

Рисование

Работа с текстами

Методика  С. Ю. Шишковой «Буквограмма»

Шишкова Светлана Юлиановна – кандидат психологических наук, семейный психолог, нейропсихолог. Автор, учредитель и генеральный директор Психологического Центра гармоничного развития личности «ДОМ» в г. Москве. «ДОМ» – это Дети, Отец, Мать.

Буквограмма» – это методика по развитию и коррекции и письменной, и устной речи у детей с 5 до 14 лет. Методика опирается на разработки психологов, логопедов, дефектологов и нейропсихологов. В ее основу положены как традиционные способы обучения, так и новейшие идеи и приемы обучения детей. Методика апробирована в группах детей дошкольного и школьного возраста. При этом все обучаемые дети научились читать и писать слова, словосочетания и предложения.

Методика «Буквограмма» направлена на:

  • формирование письменной и устной речи детей;
  • коррекцию безграмотности;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие ориентации в пространстве;
  • профилактику дисграфии.

В процессе занятий используются приемы и упражнения, направленные на активизацию работы головного мозга, межполушарное взаимодействие, сенсомоторную коррекцию, что поможет ребенку справиться с такими проблемами, как:

  • замена букв при чтении и письме;
  • пропуск букв;
  • перестановка букв;
  • слияние нескольких слов в одно;
  • сложности с освоением иностранного языка;
  • зеркальное написание букв и цифр;
  • неправильное определение направлений
  • «право» и «лево».

Также программа нацелена на:

  • повышение работоспособности;
  • улучшение мозгового кровообращения;
  • развитие двигательной, пространственной сферы;
  • становление адекватной схемы тела и образа физического Я;
  • развитие мелкой моторики;
  • улучшение саморегуляции и произвольного контроля;
  • улучшение функционирования мозговых структур;
  • усвоение школьной программы (письмо, чтение, математика);
  • выстраивание пространственных представлений («лево» – «право», «над» – «под», «за» – «перед»).

 

На что родителям стоит обратить особое внимание:

  • если ребенок левша;
  • если он – переученный правша;
  • если ребенок был в логопедической группе;
  • если в семье говорят на двух или более языках;
  • если ребенок слишком рано пошел в школу;
  • если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием;
  • если вы отмечаете указанные выше проблемы у своего ребенка или ученика, если ищете пути их решения и стремитесь к гармоничному развитию ребенка, то данная методика не только подходит, но и просто необходима вам для занятий с ребенком.